Соционика, как теория типов личности основывается на существование аспектов информации. Информация делится на типы, согласно 3 универсальным абстрактным категориям, способным вместить в себя все разнообразие любой информации. И помимо прикладного наблюдения за тем, как эти аспекты проявляют себя в моделях мышления, этим наблюдениям посвящена соционика, мы постоянно наблюдаем их в обыденной жизни.
Проявление и наблюдение аспектов, можно сравнить с наблюдением человеком воздуха или рыбы воды. Мы существуем в потоке информации, улавливая лишь достаточно резкие перемены, но не улавливаем самого потока, считая что, таковой он и должен быть. При изменении этого потока, мы снова адаптируемся, считаем, что так все и должно быть. К примеру, попадая в тюрьму, человек полностью меняет свою модель поведения, здесь неуместна прежняя легкость и свобода в общении, каждое слово может иметь последствие, каждое действие может ущемить чьи то права. и вновь новую ситуацию, мы начинаем воспринимать как должное, редко задумываясь откуда, это должное берется.
Разделение информации на аспекты, это первый шаг, следующий шаг, это понимание системы того как эти аспекты взаимодействуют между собой, как ценность одного аспекта информации перетекает в другую. Данная информация, наверно наиболее абстрактная и концептуальная из возможных, так как включает в себя любой другой существующий концепт, за исключением разве что некой идеи сверхсознания. Аспекты информации можно сравнить с цветами радуги, гамма которых составляет спектр всех возможных идей и представлений, восприятий и желаний.
Те кто достаточно хорошо знают соционику в особенности аспекты информации или даже те кто знает её по верхам, могут задаться вопрос действительно ли аспекты информации могут объяснить любое поведение человека. Та же дилемма, существует и у тех, кто первый раз узнал про эволюцию или о том, что существует космос и земля имеет форму шара, объективные научные знания противятся признанию познаваемого и независимого мироздания. Невозможно признать теорию эволюции наполовину, она либо есть и тогда все что мы видим и знаем в природе следствие, продукт эволюции, либо мы не принимаем данную гипотезу вовсе. Точно так же вооружившись, уже научной парадигмой мышления, нам тяжело признать существование независимой и включающей любую волю человека, системы типов мышления, систему информационного взаимодействия, лежащей в основе поведения и как следствие эволюции человечества.
Незаметность открытия, совершенно не умаляет его значимость, факт существования многочисленных самостоятельного наблюдателей данного феномена, говорит сам за себя. Но мы, конечно можем сказать, что придумано множество типизаций, но здесь я обращу внимание, что типизации в фундаментальной теории соционики, является лишь следствием проявления независимых абстрактных закономерностей. Такого независимого фундамента знаний основанного одновременно на абсолютной абстракции и наблюдаемой в том числе и физическом мире, нет ни в одной другой типологизации. Подобно математике, которая существует лишь в воображении человека и позволяет понять процессы материального мира, аспекты информации позволяют понять и наблюдать процесс жизни как единого фрактала из комбинации набора одних и тех же элементов.